МБОУ СШ № 14"ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ"
г. ВОЛЖСКИЙ
Волгоградская область

Открытый урок по литературному чтению по теме: "Побуждение природы. С. Я Маршак « Ландыш»

 

Открытый урок по литературному чтению
Тема урока: Побуждение природы С. Я Маршак « Ландыш»

Цели:

1. Продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Маршака и стихотворением «Ландыш». Активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об образных средствах языка.

2. Способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы.

3. Воспитывать чувство прекрасного, интерес к слову.

Оборудование: проектор, компьютер, аудиокнига, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1.Оргмомент.

Звучит звуки весны капель (учитель говорит)

Его в народе называют КАПЕЛЬНИКОМ, величают солнечником. А еще зовут «ЦВЕТЕНЬ», так как начинают зацветать первые деревья, и расцветает весна и приходит он с весной воды. Сегодня 1 апреля. Считают, что название этот месяц получил от латинского слова «аперире», что означает «ОТКРЫВАТЬ». Апрель – месяц весеннего открывания природы. А мы сегодня на уроке продолжаем открывать весну в поэзии.

2.Введение в тему: эмоциональный настрой

Наш урок начнет музыка. (презентация) Вот как увидели весну художники, и как услышал музыку весны композитор Шопен со своим произведением «Весенний вальс» Мы с вами побывали в мастерской художника, композитора. Но есть еще мастерская поэта. Там «художники» слова изображают картины весенней природы по – особенному.А слово — это  ключ, открывающий сердца (гласит китайская пословица). Думаю, что в этом мы сегодня с вами еще раз убедимся. И этим поэтом сегодня будет Самуил Яковлевич Маршак и его произведение. (на доске ФИО автора)

Стихотворение напечатано без названия. Хотя оно имеет название по первой его строчке «Чернеет лес теплом разбуженный….» Послушайте его и догадайтесь, о каком цветке идет речь? Назовите второе название стихотворения. (название стихотворения)

Учитель читает стихотворение (аудиозапись)

- Какое настроение автора ты почувствовал? - Какие чувства у вас возникли? (восхищение пробуждения природы) Работа со словарем настроений.

Словарь: радость, волнение, восторг, удивление, восхищение, интерес, нежность, любование, веселье, грусть.

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное его переживание, настроение.

3. Тема и цели урока.

У: Итак, ребята, а как вы думаете, что мы сегодня нового узнаём на уроке?(Познакомимся с лирическим текстом, научимся его анализировать, находить в нём «рисующие» красивые слова, и читать выразительно.)

- Для чего вам это нужно? (Нам нужно это для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить, и чтобы было приятно слушать другим.)

8 – 55

3.Работа с текстом – чтение текста детьми. (Словарно- лексическая работа).

У: Прочитаем текст ещё раз(читают про себя ученики)и постарайтесь объяснить значения выделенных слов. На доске картинки – помощники. Соотнеси выделенные слова с их лексическим значением

Объят - охвачен, обнят.

Жемчужины - сокровища. Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зерен.

Бутоны - почки цветка.

Бубенчики - полые шарики с кусочками металла внутри, позванивающие при встряхивании.

Венчики - часть цветков, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков.

Спелёнутый – от слова пеленать, заворачивать в пелёнки.

Томится (лес) - переживать, мучиться.

Глушь – глухое, заросшее место.

Благоухание – аромат, приятный запах.

09 – 00

4. Работа с текстом. Анализ: (Техника «Фишбоун»)

- Подумайте, какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес, он ещё не распустился и ландыши.) 

Появляются 2 картинки (лес и ландыши)

ЛЕС ЧТО? ЛАНДЫШ

весною раннею КОГДА? весною раннею

ГДЕ? в глуши нетронутой

2 ПОЧЕМУ?

Ландыш и лес они «живые» Восхищение красотой цветка, его нежностью, ароматом. И счастливый лес – он создал этот цветок, этот клад.

КАКОЙ?

- Проблема: Какие литературные приемы С.Я. Маршак использовал в стихотворении?

5. Работа в группах.

В стихотворении многим неодушевленным предметам приписаны свойства одушевленных. Этот прием называется олицетворением.

I группа

- Вы чувствуете, что лес живой? Подтвердите словами стихотворения.

- Найдите в стихотворении глаголы, которые говорят о том, что природа находится в действии.

_________ лес, жемчужины ________.

Солнце __________венчики.

Природа бережно _________, _________ цветок в зеленый лист.

_________ цветок.

_________ лес. Он __________ горькому цветку тоску, благоухание.

 

ОТВЕТ:

(Чернеет) лес, жемчужины (дрожат).

Солнце (раскрывает) венчики.

Природа бережно (спеленала),(завернула) цветок в зеленый лист.

(Растет) цветок.

(Томится) лес. Он (отдал) горькому цветку тоску, благоухание.

Вывод: Прием – олицетворение

II группа

- Обратите внимание, что поэт ни разу не употребил слово «ландыш» в стихотворении. Какими словами он воспользовался для замены? В тексте обведите эти слова.

- Какой приём он использует? (сравнение)

ОТВЕТЫ:

- на ниточках жемчужины;

- бережно спелёнутый;

- завернутый в зеленый лист;

- бутонов круглые бубенчики;

- колокольчики весны;

- горький цветок.

III группа

- Какими вы увидели лес и ландыш?

ЛЕС КАКОЙ? ЛАНДЫШ

Чёрный душистый

Голый хрупкий

Сонный прохладный

Счастливый девственный (завернутый)

- Какое чувство, настроение создал поэт? (Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.)

Вывод: В этом нам помогают эпитеты. Они помогают красочно описать, создать образ, передать настроение, отношение автора, его настроение.

ФИЗМИНУТКА

Представьте себе, что вы все находитесь в чудесном лесу. На поляне расцвели ландыши. Наклонитесь, пожалуйста, к цветам и вдохните их аромат.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения

- А теперь, когда мы с вами очень подробно разобрали текст, поработали с образами, я предлагаю вам попробовать поработать над выразительностью.

- А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно, тихо.)

Соблюдаем знаки препинания, выделяя ключевые слова.

7. Стилический эксперимент

Проверка

8. Итог урока. Рефлексия

- Мы увидели, насколько трудна работа писателя. Чтобы так точно описать природу, надо ее любить и знать.

Достигнуты ли цели нашего урока: анализ стихотворения, нашли «рисующие слова», учились выразительно читать. (Научились читать текст выразительно, понимать его, видеть и чувствовать красоту родной природы)

Мы постарались проникнуть в наше восприятие природы, убедились в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо только быть внимательным и обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и почувствовать всю красоту.
А помог нам в этом замечательный поэт – поэт С.Я Маршак, открыли мы его сегодня как поэта – лирика.

На уроке я работал: активно, пассивно

Своей работой я: доволен, недоволен

За урок я: устал, не устал

Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.

9. Дом задание: Какое бы вы предложили:

- написать синквейн; (лес, ландыш)

- выучить стихотворение и нарисовать иллюстрацию;

- найти материал про ландыш и рассказать ребятам.

- Обязательно ли нужно срывать цветок, чтобы полюбоваться им? Почему?

ИЛИ

Закончить наш урок я бы хотела отрывком из рассказа Фёдора Халтурина: «На стройных стебельках развешаны крохотные колокольчики чистейшей ювелирной работы. Таинственным, волшебным светом озарены они изнутри. Каждый цветок – словно вспышка белого огня. Упругие листья бережно хранят его в своих зелёных ладонях. Не трогайте, не рвите ландыши!

Без этих белых огней темнее станет в лесу. И, может быть, в целом мире».

 

 

 

Приложение 1

Испокон веков ландыш ассоциировался с чистотой, нежностью, верностью, любовью и самыми возвышенными чувствами. Очарование цветка таково, что никого он не может оставить равнодушным.

Во Франции каждый год 1-ого мая устраивается праздник майского ландыша. В этот день у французов существует традиция, которая, как считается, берет истоки со времен правления Карла IX в 1561 году. Говорят, что королю в этот день преподнесли небольшой букет из веточек ландыша с пожеланиями удачи и возрождения надежд. Король был несказанно обрадован подарку и заказал еще несколько букетиков для всех придворных дам. С тех пор традиция переросла в национальный праздник, на котором люди чествуют друг друга, обмениваясь веточками ландышей. Ландышами украшают жилища и одежду. Во время танца молодые люди обмениваются букетами ландышей, если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к прическе или платью, то это значит, что она согласна выйти замуж, если бросит на землю - значит, его предложение не принято.



В древние времена в Германии ландыши приносили в дар богине восходящего солнца, лучезарной зари и весны Остаре. И когда в честь этой богини устраивали праздники, все вокруг украшали ландышами. Парни и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали увядшие цветы в костер, принося их в жертву богине.



В Финляндии ландыш является государственным цветком-символом.

Естественно, что знаменитым и легендарным ландышем заинтересовались цветоводы. И заинтересовались давно: известно, что еще в I веке до нашей эры этот цветок вместе с розами и левкоями разводили в Египте, причем там как-то умудрялись выращивать его круглый год. Много позже, но тоже достаточно давно - в XVI столетии, садоводы Западной Европы уже умели выводить разноцветные (розовые, красные) ландыши, потом научились выращивать ландыши с махровыми цветками. Ландыш даже был когда-то эмблемой доктора медицины.



Ландыш является символом любви. По древнерусской легенде морская царевна полюбила юношу Садего. А он отдал своё сердце девушке Любаве. Опечалилась морская царевна, вышла на берег и стала плакать. А там, где упали слезинки, выросли ландыши – символы любви.

Когда ландыш отцветает, на месте белых цветков завязываются красные ягоды. Одна из легенд уверяет, что это горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает своё расставание с весной.