МБОУ СШ № 14"ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ"
г. ВОЛЖСКИЙ
Волгоградская область

Пояснительная записка- ИЗО

 

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по изобразительному искусству 2011 года, разработанной С.Г. Ашиковой.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе является мощной базой для духовного, нравственного и эстетического воспитания младших школьников. Знакомство с видами изобразительного искусства и яркими представителями мира искусства расширяет кругозор школьников и дает представление о разнообразии художественного восприятия окружающей действительности.

Навыки, приобретаемые в живописи при работе цветными материалами, становятся логическим продолжением рисунка, созданного графитным карандашом, ластиком, углем или растушевкой, и оживляют его гармоничными цветовыми сочетаниями. В природе нет случайных цветовых сочетаний. Все они находятся в гармонии по определенным законам и правилам. Для того чтобы лучше понять и запомнить законы и правила цветовых сочетаний, в учебнике и альбоме художественных задач «Очевидное – невероятное» помещены различные цветовые круги, по которым начинающие художники могут выбирать нужные для воплощения своего замысла цвета. Целенаправленная работа с цветом и его оттенками наиболее активно и эффективно развивает цветовую восприимчивость. Способность различать не только цвета, но и многочисленные оттенки и цветовые переходы из цвета в цвет, помогает каждому человеку получать из окружающего нас мира немало дополнительной информации. Ведь по изменению цветовых оттенков неба мы можем говорить о перемене погоды; по цвету кожи – о состоянии здоровья; по внешней окраске фруктов или овощей о степени их зрелости; и тому подобное.

Развитие утонченного цветового восприятия помогает научить детей удивляться и восхищаться всем прекрасным. Благодаря правильному восприятию цвета дети учатся видеть прекрасное даже там, где это трудно заметить с первого взгляда. Развивая впечатления, полученные от прекрасного, каждый может ощущать сердцем такие явления, как голоса птиц, шум ветра, плеск воды, а также понимать и воспринимать душу близкого человека – для этого ребенку нужно видеть нечто более совершенное каждую минуту.

Уроки изобразительного искусства не могут переделать мир, но могут и должны стать паузой в мире чрезмерного рационализма и прагматизма. Человек во все времена должен оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, которому, прежде всего, свойственны чувство прекрасного, доброго и миролюбивого, чувство созидания и любви, творчества и желания выразить эти чувства.

Цель данной программы: это духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

_ развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

_ воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

_ реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

_воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства, формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

_ расширение общего и художественного кругозора учащихся;

_развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;

_ знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;

_ развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

Место предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебного часа в неделю.

Изменения в рабочую программу не внесены.

Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

  1. Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса / под

ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2012.

  1. С.Г. Ашикова Учимся у великих художников: альбом заданий и

упражнений по изобразительному искусству для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2013.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Развитие личности учащегося средствами искусства. Расширение

эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта творческой деятельности.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного

опыта; воспитание уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения

подходить к любой своей деятельности творчески; развитие эмоционально-ценностного отношения к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности.

  • Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,

декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.

  • Овладение простейшими элементами художественной грамоты, формирование

художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, различными художественными материалами; совершенствование эстетического, нравственного вкуса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;

представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;

чувство сопричастности к художественной культуре России через знакомство с творчеством русских художников

положительное отношение к урокам изобразительного искусства, интерес к занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения изобразительного искусства в собственной жизни; основа для развития чувства прекрасного через знакомство с произведениями разных эпох, стилей и жанров;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, открытость, первоначальная готовность к диалогу, творческому сотрудничеству;

представление о добре и зле, должном и недопустимом;

первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества;

представление о содержательном досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;

эмоционально-ценностного отношения к разнообразным явлениям действительности, отраженным в изобразительном искусстве;

мотивации творческого самовыражения, сотрудничества и взаимоподдержки;

осознания нравственного содержания художественных произведений и проекции этого содержания в собственных поступках;

трудолюбия, оптимизма, ответственности за другого человека; положительной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;

выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

эмоционально откликаться на образы, созданные в изобразительном искусстве;

выполнять дифференцированные задания (для мальчиков и девочек);

выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

выполнять предложенные в учебнике задания, в том числе на самопроверку;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи;

выполнять действия, опираясь на заданный в учебнике ориентир.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;

использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;

воспринимать тексты (фрагменты из сказок, статья), соотносить их с визуально представленным материалом;

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;

представлять информацию в виде небольшого сообщения;

осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

выбирать способы решения художественной задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно расширять свои представления о живописи;

соотносить различные произведения по настроению и форме;

строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;

обобщать учебный материал;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать аналогии;

работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;

сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

выражать свое мнение о произведении живописи;

принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;

понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы;

проявлять инициативу, участвуя в создании групповых работ;

контролировать свои действия в ходе выполнения коллективной работы и понимать важность их правильного выполнения;

понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы;

продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.

Предметные результаты. Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

расширять свои представления о творчестве русских и зарубежных художников;

различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное

искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;

различать основные жанры пластических искусств;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональное состояние средствами художественного языка;

расширять свои представления о ведущих художественных музеях России и музеях своего региона.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;

видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Обучающийся научится:

изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;

использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;

использовать базовую форму построения человека для создания композиции группового портрета;

понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;

пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;

использовать разнообразие цветовых оттенков теней на первоначальном уровне;

применять простые способы оптического смешения цветов;

распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;

различать контрасты в рисунке;

использовать новые возможности графитного карандаша и передавать с его помощью разнообразные фактуры;

создавать роспись по дереву.

Обучающийся получит возможность научиться:

передавать движение предмета на плоскости;

изображать построение архитектурных форм;

смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков;

применять разнообразие художественных техник в живописи и отличать их друг от друга;

передавать объем в изображении насекомых, рыб, птиц графическими приемами;

передавать различные фактуры поверхности дерева, оперения, меха животных;

передавать в живописи объем круглых предметов;

передавать образ человека в разных культурах;

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Обучающийся научится:

понимать, что Земля – наш общий дом, и отражать это в собственной художественно-творческой деятельности;

выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, передачи ее разных состояний;

воспринимать и переживать шедевры мировой живописи, замечая больше подробностей и деталей;

представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции;

изображать узоры и орнаменты других народностей.

Обучающийся получит возможность научиться:

участвовать в различных видах изобразительной деятельности;

эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;

выражать эмоциональное состояние человека в портрете, используя вертикаль оси и знание пропорций лица;

передавать легкость и свежесть красок благодаря оптическому смешению цветов;

передавать эмоциональное состояние радости и скромности русской души;

работать с разнообразными художественными материалами, в т.ч. в смешанной технике;

самостоятельно изготавливать бересту;

передавать главную мысль в рисунке или живописи.

Содержание программы учебного предмета

Раздел 1. Природа -главный художник.

(Рисунок и графика. Штрих. Фон. Фактура. Воздушная перспектива. Горный, морской пейзажи)

Азбука рисования: Мы - семья фломастеров. Воздушная перспектива горного пейзажа. Воздушная перспектива облаков.

Впечатление. Выражение: Место встречи неба и земли (знакомство с линией горизонта). «Мой друг рисует горы, далекие, как сон» (передача воздушной перспективы с помощью графических знаков).

«Горы - это небо, покрытое камнем и снегом» (работа с картинами: наблюдение, вопросы, мнение). Белые сны севера или бархатный песок юга? (особенности пейзажа и линий горизонта на севере и на юге).

«Запад есть запад, восток есть восток…» (особенности пейзажа и линий горизонта на западе и востоке). «Славный остров Где то там...» (знакомство с особенностями изображения острова). Шум далекий водопада (знакомство с особенностями изображения водопада).

Коллективная работа: Роза ветров. Золотое кольцо России (знакомство с древним изображением карты как произведением искусства, что такое «роза ветров», связь между розой ветров и Золотым кольцом России - творческая работа).

Раздел 2. Мир цвета. (Живопись цвета. Иллюзия пространства. Ахроматические и хроматические цвета. Противоположные цвета)

Азбука рисования: Ахроматические цвета (оттенки черного и белого цветов).

Хроматические цвета (тональные оттенки одного цвета).

Впечатление. Выражение: Близко - далеко (изображение трех предметов с передачей пространства ахроматическими цветами). Низко-высоко (знакомство с особенностями изображения предметов на разной высоте в пространстве). Ночь и день (знакомство со светом и тенью в природе).

Краски заката и рассвета (знакомство с особенностями цветового освещения Земли при закате и на рассвете). Краски на воде (особенности изображения водоемов цвет и отражение). Краски под водой (особенности изображения подводного мира).

В мастерской художника: Красным по зеленому (о творчестве А.И. Куинджи);

Загадка красных рыбок (о творчестве А. Матисса).

Коллективная работа: Красота подводного мира (обобщение знаний, приобретенных на уроках данного раздела).

Раздел 3. Искусство в человеке. (Знакомство с композицией. Базовые формы цветов. Детали рисунка. Роспись)

Азбука рисования: Базовые формы цветов. Разнообразие форм лепестков.

Впечатление. Выражение: «И аромат цветов плывет…» (знакомство с линией горизонта в поле, изображение перспективы пространства с помощью полевых цветов).

Водяные лилии (способ изображения цветов на воде). Каменный цветок (способ моделирования цветка из пластилина

и украшение его дополнительными материалами). Мастер - золотые руки. Стеклодув (знакомство с одним из способов росписи стекла). Чудеса архитектуры (особенности изображения города, стоящего на воде, отражение, перспектива).

В мастерской художника: Пруд в саду Моне (о творчестве К. Моне).

Коллективная работа: Здравствуй, Венеция! (обобщение пройденного материала).

Раздел 4. Человек в искусстве. (Иллюстрация. Портрет. Ракурсы. Книжные иллюстрации. Стилизованный

рисунок)

Азбука рисования: Ракурсы. Зоны. Точки. Фотография и картина.

Впечатление. Выражение: Портрет (знакомство с жанром портрета, ракурсами). Женский портрет (изображение особенностей женского портрета). Мужской портрет (выделение характерных черт в мужском портрете). Старик-годовик (построение фигуры человека и птицы на основе базовых форм). Маугли: жизнь в лесу; встреча с Ситой (задания индивидуально для мальчиков и для девочек).

Золотая рыбка (различные варианты на выбор для изображения фактуры рыбы и воды; создание своего способа). Каникулы Бонифация (знакомство с орнаментами и красками народов Африки).

В мастерской художника: «Совсем портретчиком становлюсь…» (о творчестве В.А. Серова). «Я напишу сказку, ты ее нарисуешь» (о творчестве художников-иллюстраторов).

Коллективная работа: Книга сказок (обобщение пройденного материала).

Знакомство с музеем: Государственный музей культуры народов Востока. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Государственный музей палехского искусства. (презентации)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценкой типа:

- «удовлетворительно» /»неудовлетворительно», т.е.оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале.

- «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного совпадения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Критерии оценивания детских работ

Оформление: оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов.

Техника выполнения: оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения.

Техническая реализация: сложность организации работы; соответствие рисунка заданной теме; название рисунка.