МБОУ СШ № 14"ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ"
г. ВОЛЖСКИЙ
Волгоградская область

Пояснительная записка- литературное чтение

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе авторской программы по литературному чтению 2011 года, разработанной В.А. Лазаревой в контексте системы Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально – волевых и нравственных качеств.

Одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно – нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура.

Цель курса «Литературное чтение» - нравственно – эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

Задачи курса:

  • формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения

учащимися разных видов текстов, и прежде всего художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного воспитания детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

  • ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания

художественного образа, умением извлекать из текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально – образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

  • развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли

чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

  • формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через

осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками – читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

Курс «Литературное чтение» пропедевтический. Принцип построения программы концентрический. Литературная «вертикаль» проявляется в том, что творчество великих русских писателей и поэтов изучается по программе на протяжении всех лет обучения в школе.

Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных родов и жанров расширяются и углубляются. На уроках литературного чтения во 2 классе дети читают произведения белое сложные и большего объема. Расширяется круг авторов поэтических текстов.

Продолжая совершенствовать навык чтения, дети учатся осознанно и выразительно читать вслух, делить текст на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию учителя отрывки в тексте. В этом году начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ.

Предмет «Литературное чтение», а именно чтение и работа с разными видами текстов: научно-популярными и художественными, способствует развитию технических навыков чтения и совершенствованию качеств чтения, не только таких как осознанность и самостоятельность, но и выразительность. А это способствует формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Кроме того ребёнок учится искать необходимую ему информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретённую познавательную активность.

Одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, а также развитие их речи.
Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно-ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращённая к жизненному опыту и проблемам ребёнка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения отбирались по двум основаниям: высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы на 2014 – 2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

  1. Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 2 класса: В 2 книгах.- Самара:

Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

  1. Хрестоматия по литературному чтению для 2 класса / Составитель В.А. Лазарева.

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

  1. Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебникам «Литературное чтение», 1 -

4 классы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

  1. Лазарева В.А. Пути и способы анализа художественного текста на уроках

литературы: учебно – педагогическое пособие.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Во втором классе дети заучивают наизусть 10 – 15 стихотворений, что способствует пополнению их литературного багажа, развития памяти, воображения, способности выразить себя через чтение вслух, формированию коммуникативных навыков.

Требования к подготовке учащихся во 2 классе - уметь читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения – 60 – 70 слов в минуту, выразительность чтения, осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказывать о прочитанном.

Основной формой организации учебного процесса второклассников является урок в традиционной и нетрадиционной формах (урок-концерт, урок-экскурсия, урок-праздник и др.)

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета направлена на обеспечение качества образования.

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Назначение контрольных и проверочных работ заключается в том, чтобы отслеживать продвижение детей по отношению к стартовому уровню и фиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием.

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.

Отметкой оцениваются только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

Контрольные работы по литературному чтению проводятся после изучения каждого раздела.

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Система контрольных и проверочных работ

ВИД РАБОТЫ

урока

Контрольная работа

25 – 26

Контрольная работа

38

Контрольная работа

65 – 66

Контрольная работа

89

Контрольная работа

124 – 125

 

Результаты изучения учебного предмета.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программой по литературному чтению для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
- основы для эмоционального переживания художественного текста;
- начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, своё дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
- эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отражённой в художественных произведениях;
- понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования: 
- интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
- мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
- основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;
- эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
- любви к родному дому, малой Родине;
- представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
- первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки;
-стремления к успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- работать со словарём и с материалом предварительного чтения;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
- ориентироваться в принятой системе значков.
Обучающийся получит возможность научиться:
Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;
- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
- выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению;
- выбирать книги для внеклассного чтения.

Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;
- пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии;
- воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
- понимать вопросы к тексту;
- ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений;
- анализировать доступные по содержанию художественные тексты;
-сравнивать художественный и научно-популярный тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учётом представления о подробности в художественном изображении;
- осознавать роль названия произведения;
- понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- воспринимать мнение собеседников;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
Корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- понимать контекстную речь взрослых;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.