МБОУ СШ № 14"ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ"
г. ВОЛЖСКИЙ
Волгоградская область

Пояснительная записка- русский язык

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы по русскому языку 2011 года, разработанной Н.В. Нечаевой.

В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Курс отличает практическая направленность пользование системой языка, что возможно при реализации системно – деятельностного и индивидуального подхода в обучении. Реализация программы помогает достичь двух целей: социокультурной и когнитивно – познавательной.

  • Социокультурная цель предполагает формирование

коммуникативной компетентности учащихся, развитие речи школьников во всех ее формах и функциях и навыков грамотной, безошибочной речи как показателя общей культуры человека.

  • Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся

представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием: основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников. Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:

1. развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

2. обеспечивать освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике,

грамматике русского языка;

3. обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать,

участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты-описания и тексты – повествования небольшого объёма;

4. воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к

русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Образовательной программой школы на 2014-2015 учебный год, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю (1 час в неделю, 34 учебные недели)

Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

Программа реализуется по следующим учебным пособиям:

1. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

2. Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 2 кл.: В 4 частях / Н.В. Нечаевой. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2013.

3. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

4. Словари, упомянутые в программе, а также энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ, предусмотренных курсом русского языка (по возможности).

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также

достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС

НОО.

Личностные универсальные учебные действия

У второклассника будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

занятиям русским языком, к школе;

  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в

учебнике и учебных пособиях;

  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  • понимание причин успехов в учебе;

  • оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной

деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

  • этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков

одноклассников и собственных поступков; представление о своей этнической принадлежности.

Второклассник получит возможность для формирования:

  • интереса к познанию русского языка;

  • ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной

задачи;

  • самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

  • представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как

гражданина России;

  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

  • понимания чувств одноклассников, учителей;

  • представления о красоте природы России и родного края на основе материалов

комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения

учебной задачи;

  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими

лицами;

  • принимать роль в учебном сотрудничестве;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Второклассник получит возможность научиться:

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем,

одноклассниками;

  • на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о

свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной

литературе;

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных

признаков;

  • воспринимать смысл предъявляемого текста;

  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

(в коллективной деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества

групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня

обобщения (например: часть речи - самостоятельная часть речи – имя существительное - одушевленное/неодушевленное и т.д.);

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Второклассник получит возможность научиться:

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с

учебной задачей;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом

языковом факте;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания

количества групп;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов

Коммуникативные универсальные учебные действия

Второклассник научится:

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

  • воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему.

Второклассник получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

Предметные результаты

Второклассник научится:

  • использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и

где происходит общение);

  • анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных

записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

  • осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

  • понимать особенности диалогической формы речи;

  • первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

  • первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

  • определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

  • восстанавливать деформированные тексты.

Второклассник получит возможность научиться:

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

  • определять последовательность частей текста;

  • составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо,

записка, объявление и пр.

Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика

Второклассник научится:

  • определять качественную характеристику звука: гласный - согласный; гласный

ударный

  • безударный; согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -

глухой, парный - непарный;

  • применять знание фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные - согласные, гласные однозвучные и

йотированные, согласные звонкие - глухие, шипящие, мягкие - твердые; слогоделение, ударение);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного

русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);

  • использовать на письме разделительные ь и ъ;

  • использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Второклассник получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по слоговому составу слов;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь и ъ;

  • в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);

  • использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

  • совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Второклассник научится:

  • опознавать в предложении, в тексте однозначные и многозначные слова, слова, употребленные в прямом и переносном значении;

  • на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Второклассник получит возможность научиться:

  • понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

  • понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за

использованием в тексте);

  • осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

  • пользоваться словарями по указанию учителя;

  • пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Второклассник научится:

  • подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

  • различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Второклассник получит возможность научиться:

  • различать словообразование и формоизменение;

  • выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,

приставку, суффикс;

  • различать приставку и предлог.

Морфология

Второклассник научится:

  • различать лексическое и грамматическое значение слова;

  • находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;

  • опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

Второклассник получит возможность научиться:

  • устанавливать зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);

  • находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова (имя существительное, имя прилагательное, глагол) и

служебные слова (предлог, союзы и, а, но);

  • узнавать местоимения (личные), числительные.

Синтаксис

Второклассник научится:

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

  • составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых

других слов;

  • восстанавливать деформированные предложения.

Второклассник получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространенные, нераспространенные;

  • устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

  • определять на практическом уровне роль форм значимых и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Второклассник научится:

  • находить орфограммы в указанных учителем словах;

  • использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;

  • применять правила правописания:

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под

ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);

  • знаки препинания (.?!) в конце предложения;

  • безошибочно списывать текст;

  • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

Второклассник получит возможность научиться:

  • применять правила правописания:

  • разделительные ь и ъ;

  • непроизносимые согласные в корне (ознакомление);

  • ь в именах после шипящих в конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч);

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова,

подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения предметов

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета (далее —система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает

вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. В соответствии со Стандартом, основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Оценочная деятельность учителя строится на основе нескольких общих принципов.

1) Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения.

2) Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.

3) Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему научили.

4) Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5) В оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Назначение контрольных и проверочных работ: сделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравниваются с результатами диагностических заданий в начале и середине учебного года); зафиксировать результаты освоения основных действий с предметным содержанием. Главное условие проведения проверочных (контрольных) работ - полное исключение стрессовых ситуаций, как до проведения работы, так и во время ее проведения. На практике это означает следующее:

  • недопустимо до проведения работы нагнетать нервозность в классе - наоборот, следует вселить в детей уверенность в успешном выполнении работы;

  • работу должен проводить хорошо знакомый, близкий детям учитель;

в процессе выполнения работы дети имеют право на общение с учителем, на дополнительные исчерпывающие разъяснения, не носящие характера прямой подсказки;

  • важнейшим условием проведения проверочных (контрольных) работ является предоставление каждому ученику возможности работать в своем темпе: только в таком случае можно получить объективную картину (если не учитывать это условие, то на качестве работы могут отразиться медлительность ребенка, нервозность, плохое самочувствие в момент проведения работы, другие причины; главное – чтобы фактор времени не стал травмирующим);

  • каждая работа завершается самопроверкой; самостоятельно найденные иаккуратно

исправленные ошибки не должны служить причиной снижения отметки, только небрежное их исправление может привести к снижению балла при условии, что в классе проводилась специальная работа по формированию умения вносить исправления);

  • недопустимо значительно изменять сроки проведения работ: например, работу, рассчитанную на конец учебного года, нельзя проводить в самом начале следующего учебного года, так как после летних каникул учащиеся оказываются на более низком уровне, чем в 1 конце учебного года;

  • недопустимо также проведение работ в сроки, когда материал, включенный в работу, еще недостаточно изучен (в классе, обучающемся по системе Л.В. Занкова,

содержание проверочной работы обязательно должно быть согласовано с программой данного учебного предмета); недопустимо в день проводить более одной контрольной работы;

Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения» при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Система контрольных и проверочных работ

урока

Вид работы

Тема

9

Входная контрольная работа (диктант, списывание)

 

18

Контрольная работа №1

«Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

45

Проверочная работа

«Контрольное списывание»

54

Проверочный диктант

«Обобщение о частях слова».

60

Диктант

«Правописание ъ и ь»

68

Промежуточная диагностика

Контрольный диктант за I – полугодие

 

 

Проверочная работа

«Понимание лексической сочетаемости слов»

 

Проверочная работа

«Восстановление деформированного текста»

 

Итоговая диагностика