МБОУ СШ № 14"ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ"
г. ВОЛЖСКИЙ
Волгоградская область

Образовательное событие "13 городов отважных..."

Методическая разработка 

Тема: «13 городов отважных»

Технологическая карта образовательного события для учащихся начальных классов «13 городов отважных…»

Разработали: Кочетова М.А., Заболотнева Е.И.

Время проведения: февраль 2015 год, продолжительность – 40 минут.

Место проведения: МБОУ СОШ №14 «Зеленый шум»

Цель образовательного события: формирование у школьников патриотической позиции, воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Расширить круг знаний о событиях Великой Отечественной войны, познакомить с городами-героями.

2. Развивать умения самостоятельно добывать информацию посредством сети Интернет.

3. Развивать коммуникативную компетенцию у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативного пространства.

Ожидаемые результаты:

  1. Обучающиеся приобретают умение вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее.

  2. Обучающиеся получают возможность деятельностного участия в образовательном событии.

  3. Приобретают знания о городах - героях, представлений об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России.

  4. Участие в образовательном событии «Мы внуки твои Победа!»

  5. Создание фильма о подвигах в ВОВ своих близких.

Ресурсы: Интернет-ресурсы, презентация, фото.

 

Ход игры.

I этап. Организационный

II этап. Подготовительная работа.

Звучит песня «Священная война» В. И. Лебедев-Кумач, А. В. Александров

  1. Вступительная беседа о ВОВ, о городах- героях.

Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой? Только ли человек может быть героем? Да, война стоила нашему народу большой крови, но победили мы именно благодаря патриотизму, самоотверженности, героизму наших солдат, защищавших не Сталина, не коммунистическую партию, а свой дом, своих детей и матерей, свою землю. Они исполнили древнюю заповедь, данную еще Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!» Десятки, сотни городов в годы Великой Отечественной стали местами ожесточенных сражений, местами массового героизма людей. 13 городов стали городами-героями.

Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по городам-героям, вспомним их героическое прошлое, сделаем зарубки в своей памяти.

2.Постановка проблемы.

Перед вами стихотворение с пропущенными названиями городов- героев. Выполнив все задания, вы сможете узнать, какие города были удостоены звания «города-героя». Затем восстановите стихотворение и отметьте на карте города-герои.

Деление на группы.

Группа «Архивариусов» будет заниматься изучением документами, фото.

Группе «Шифровальщиков» предлагается разгадать кроссворды.

Группа «Математиков» решит примеры.

Группа «Следопытов» найдет сведения городах и отметит города на карте, названия которых вы узнали.

Каждое название города-героя необходимо внести в стихотворение.

(Обучающие делятся по интересам)

III этап. Проведение игры

Задания для группы «Архивариусов»

По описанию, фотографиям определить в каком городе-герое происходит событие.

Приложение 1. Презентация.

Задание для группы «Шифровальщики».

Пройдите по ссылке, разгадайте кроссворды и узнайте название городов-героев

  1. http://puzzlecup.com/?guess=091B257B4B40B5B4

  2. http://puzzlecup.com/?guess=D3C69BEB79F7BA5D

  3. http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=652C0F0E74807AE3

 

Задание для группы «Математиков».

Решите примеры и узнаете названия городов-героев.

Приложение 2.

1.Вставьте получившиеся ответы в порядке убывания.

После оставления города регулярными частями Красной Армии по приказу Ставки Верховного Главнокомандования, жителями города было организовано сопротивление захватчикам. За время оккупации подпольщиками были ликвидированы тысячи солдат германской регулярной армии, взорваны и выведены из строя более автомобилей, пущено под откос поездов, разгромлено военных складов, пущено ко дну

катеров и паромов, спасено от угона в рабство более 8 тысяч киевлян.

 

Е – (24884-24875) х 2 = К – 9000:18 =

И – 6460:340 = В – 13395:893 =

 

2. Решите примеры и расшифруйте названия городов-героев.

Р – 250 + 700 Й – 92040 х 30

Н – 880 : 44 х 9 О – 100 000 - 9766

К – 70040 х 70 В – 556262 + 7898

И – 18520 : 5 С – (70 – 8 х 8) х 1

 

180

90234

564160

90234

950

90234

6

6

3704

2761200

4902800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Решите примеры и расшифруйте названия городов-героев.

С – 2730 : 3 Е – 500600 - 21504

О – 51800 : 7 Л – 5584800 - 600

Н – 36083 + 568 К – 8003 х 700

М – 480 х 345

 

910

165600

7400

9308

479096

36651

910

5602100

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Задание для группы «Следопытов»

В соответствии с планом составьте рассказ о битвах, повлиявших на ход войны. Например, Сталинградская битва, битва за Москву.

План. (Приложение 3.)

 

  1. Название битвы.

  2. Дата сражения (когда началось и закончилось)

  3. Назвать имя героя, и какой подвиг он совершил.

  4. В каком году присвоено звание города – героя?

На карте флажком отметьте все города – герои. (Приложение 4.)

По ходу выполнения заданий восстанавливается стихотворение. (Приложение 5)

 

О городах-героях

13 городов отважных,

Они под натиском врагов

Сумели выстоять однажды

И к жизни возродились вновь.

 

Вы их запомните, ребята!

Нельзя об этом забывать.

Герои! Города-солдаты

Смогли Отчизну отстоять!

 

Год сорок первый...В синем небе

На самолётах чёрный крест.

Врагам навстречу встал он первым-

Бесстрашный город-крепость __________.

 

По Белоруссии героям –

За обелиском обелиск…

Был сдан врагам, но отвоёван

Назад войсками город __________.

 

_______, Российская столица.

Наполеону покориться

Ты не смогла, сгорев в огне.

И вот теперь на много дней

 

В осаде немцев. Но солдаты

Вот так же точно, как когда-то

Спасли ее и как - всегда,

Сияет над Кремлём звезда!

 

Идут бои, но ясно нам –

Фашизм уже трещит по швам!

Фашистам страшен этот треск –

Ведь выстоял в боях ___________!

 

А украинская столица –

Великий______! Сколько горя

Здесь в каждой улочке таится!

Ты жил, боролся в этой боли!

 

Как море Чёрное спешили

Фашисты называть своим!

И новые войска вводили,

Чтоб покорить упрямый Крым.

 

Враги неслись, как чёрный смерч,

Но на пути преградой ___________!

И не помог военный опыт

Не покорился ________________!

 

 

Вновь изверги пошли на риск-

Завоевать ______________.

Не вышло! В Чёрном море нашем

Сражались моряки бесстрашно!

 

Как черноморская принцесса

Манила Гитлера ____________.

Всё было – танки, мины, бомбы,

Но воевали катакомбы!

 

Зима. По Ладоге дорога

Одна на всех через блокаду.

Их выжило совсем немного,

Детей и взрослых _____________.

 

Курган Мамаев, степи, Волга.

За каждый дом сражались долго.

Пуль, бомб летел смертельный град.

Но стал героем ________________!

 

И к северных морей границам

Врагам не удалось пробиться!

Им ____________ преградил пути.

Фашистам дальше не пройти!

 

А сколько было дел в тылу!

Мы победили потому,

Что встали дети у станков

Что беженцам давали кров

 

В далёких сёлах, городах,

Чтобы забыли люди страх.

Что женщины пахали, жали,

На фронт посылки посылали.

 

И кузницей страны была,

Вооружение дала,

Солдат одела и обула

Наш арсенал Российский – __________!

 

13 городов отважных,

Они под натиском врагов

Сумели выстоять однажды

И к жизни возродились вновь.

 

У каждого своё значенье.

Где фронт, где тыл, но все они

Вели к Победе, к завершенью

В Берлине мировой войны!

 

 

IV этап. Итог. Рефлексия.

Что нового вы узнали?

Легко ли было работать в группах?

С какими трудностями вы столкнулись?

Сегодня вы узнали о городах-героях. Но есть города Воинской Славы. Жители этих городов также проявили во время ВОВ стойкость, героизм. Эту информацию вы найдете на страницах Интернета, библиотеках. Во время путешествия мы словно перелистали героические страницы Великой Отечественной войны. Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Ибо народ, который забыл свое прошлое, не имеет будущего. Предлагаю почтить память погибших за свободу нашей Родины минутой молчания.

Дети встают.

Прошу садиться.

Ребята, приближается Праздник Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. Не только в городах-героях, но и на всей территории нашей страны шла великая битва против фашизма, битва за жизнь, за свободу нашей Родины. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы, вручить цветы, открытки, георгиевские ленточки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь.