МБОУ СШ № 14"ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ"
г. ВОЛЖСКИЙ
Волгоградская область

Образовательное событие "Литературно - музыкальная гостиная "Осень в литературе, музыке и живописи"

Методическая разработка:

«Осень в музыке, живописи, литературе» 

 

Технологическая карта образовательного события для учащихся начальных классов «Осень в литературе, музыке и живописи»

Разработали: Заболотнева Е.И., Кочетова М.А., Сундукова Т.В.

Время проведения: ноябрь 2014 год, продолжительность – 40 минут.

Место проведения: Волжская филармония

Цель образовательного события:

- закрепить знания учащихся о произведениях русских поэтов, композиторов посвящённых осени;
- развивать речь учащихся, память, внимание, обогащать их словарный запас;
- развивать музыкальное и литературное творчество учащихся, музыкальные способности;
- прививать любовь к родной природе, чувство бережного отношения к ней.
- способствовать формированию гражданской идентичности.
Оборудование: рисунки учащихся, презентация.
Музыкальное оформление: Струнный квартет

I скрипка – Альберт Жмаев

Лауреат Международных конкурсов

II скрипка – Владимир Богачинский

Заслуженный артист РФ
Альт – Виктор Иванов
Лауреат Международных конкурсов
Виолончель – Георгий Черкасов
Заслуженный артист РФ
Результат события (продукт): книга стихов собственного сочинения, иллюстрации обучающихся по теме.
 
 Ход игры.

 

этапы деятельность учителя деятельность обучающихся формирование УУД квартет

Организацион-ный момент

Сегодня у нас с вами необычное собатие. Как вы думаете почему?

 

(учителя по очереди)

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лета!

Посмотрите – роща

Золотом одета!

Потому что два учителя…

 

Действо происходит в филармонии…

Личностные УУД:

1. создать условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в «УД» (хочу)

Звучит музыка – слайды пейзажистов

Сообщение темы и постановка цели

У.1: Сейчас мы постарались объединить различные виды искусства: (показ) музыку, живопись, литературу.

 

 

- Что общего между произведениями, которые увидели и услышали?

Тема:

Искусства различны, а тема едина.

Чему должны научиться?

музыку, живопись, литературу.

 

 

 

Их объединяет общая тема – Осень.

 

Осень в музыке, живописи, литературе.

- изучая произведения различных видов искусства, мы научимся глубже понимать их смысл;

- отвечать на вопросы;

- слушать музыку и познакомиться с музыкальными инструментами;

 

Регулятивные УУД:

1. развивать умение высказывать свое предположение на основе повторенного материала;

2. прогнозировать

предстоящую работу.

 

Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного.

У.2: - Итак, сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в волшебный и удивительный мир искусства: мир звуков, красоки слов.

У.1: Осень… Что в ней хорошего? – спрашиваютобычно. Она кажется многим скучной, тусклой и унылой….

У.2: Какими звуками наполнена осень?

Давайте эти звуки изобразим

 

 

А сейчас попросим музыкантов изобразить звуки осени при помощи инструментов, а мы попробуем узнать их.

ВЫВОД: Какие мы услышали и изобразили звуки?

 

Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.

У.1: Одна из самых ярких примет осени это, конечно, листопад. У нас сегодня импровизированный листопад, листопад настроения, листопад эмоций, листопад открытий, листопад знаний

 

ВЫВОД: Хочу раскрыть секрет. Ребята свои мысли, чувства, осеннее настроение выразили в своих стихотворениях и творческих работах.. Посмотрите, осень никого не оставила равнодушным..

 

А какая бывает осень?

 

Какой листопад эмоций!!!!

 

У.2: Осень, с ее неповторимыми красками, благоприятнейшая пора для творчества и всегда вдохновляла и вдохновляет художников, композиторов и поэтов, писателей создавать прекрасные произведения и каждый чувствовал ее по - разному. Слушаем строки об осени известнейших поэтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У.1: Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Передайте настроение своими листочками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У.1: Какие звуки услышали?

Если бы вы были художниками, какие краски использовали для написания картины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У.2:

 

 

 

У.1: Ребята, а знаете ли вы, что раньше на Руси 1 сентября было началом Нового года. И название осенних месяцев совсем было иное. Попробуйте их узнать.

 

 

 

 

 

ЭТО ВЕРЕСЕНЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТО ЛИСТОПАД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТО ГРУДЕНЬ.

Заканчивались все работы, наступала пора свадеб и на Руси водили хороводы.

 

 

У.2:

Представление квартета

Струнный квартет

I скрипка – Альберт Жмаев

Лауреат Международных конкурсов

II скрипка – Владимир Богачинский

Заслуженный артист РФ

Альт – Виктор Иванов

Лауреат Международных конкурсов

Виолончель – Георгий Черкасов

Заслуженный артист РФ

 

Доскажи предложение:

ВЫВОДЫ ПО УРОКУ:

У.1: У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются ….

Умело пользуясь, художник создает…

Поэт, сочиняя стихи, говорит на языке слов, он пользуется …

Поэтическое слов – это выразительное средство поэзии.

У.2:

У музыки свой особенный язык – язык …

И у нее тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп и т д.

 

 

 

 

 

 

 

шуршание листвы, капает дождик …

(ладошкой и т.д.)

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят дети – читают стихи, одновременно показ на слайдах их рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная игра «Азбука осени»

(на слайде появляются буквы: К, З, П, Я, С, У, Д, О)

Ответы учащихся

 

Выход детей

 

И.Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То, там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца

Лес пахнет дубом и сосной

За лето высох он от солнца.

 

Ответы учащихся

Листопад настроений

 

А. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, И первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 

Ответы учащихся

Листопад настроений

 

А.Плещеев

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла

 

С.Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем – совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане;

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

 

Листопад

Физ. пауза – жестовая песня с клипом

 

В этом месяце еще по – летнему светит солнце на синем небе, но все чаще его затягивали дождевые тучи. Солнце, будто устав за долгое лето, все ближе к земле льнет, а туманы норовят с холодными утренниками побрататься. И начинает цвести вереск, словно назло непогоде.

Это месяц - СЕНТЯБРЬ.

 

В названии этого месяца ощущается характер молодого, бодрого месяца осени – яркого, солнечного. Красочного. Но не успеешь оглянуться, как подуют ветры с полуночи, затянет небо облаками и посыплет с неба холодный, перемешанный со снегом дождик. Если в этом месяце лист с березы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы.

Это месяц ОКТЯБРЬ.

 

В этом месяце смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах, по ним было трудно проехать, поэтому его еще называли бездорожник. За хмурые, холодные дни говорили – сумерки года, ворота зимы.

Это месяц НОЯБРЬ,

Танец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рисунки и краски

картины

 

 

рифмами

 

 

 

 

звуков.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умение

слушать и понимать других;

  1. Строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  1. Оформлять свои

мысли в устной форме.

Познавательные УУД:

  1. Развивать

умения извлекать информацию из текста;

  1. Выявлять

сущность, особенности объектов;

  1. На основе

анализа объектов делать выводы;

  1. Обобщать и

классифицировать по признакам.

 

Регулятивные УУД:

  1. развивать

умение высказывать свое предположение;

  1. Оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  1. Осуществлять

познавательную и личностную рефлексию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звуки ветра, дождя, шуршание листьев, хруст ветки….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный фрагмент – лирического легкого настроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный фрагмент

№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный фрагмент №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный фрагмент №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КВАРТЕТ

рассказ

Рефлексия

Что на уроке вам показалось интересным?

Имена каких мастеров искусства сегодня прозвучали?

 

 

Какими вы были слушателями?

Захотелось ли вам еще прийти на такое мероприятие?

Почему?

Такие мероприятия, где звучит живая музыка в исполнении квартета, оркестра, когда мы находимся в зале филармонии называются ЖИВЫМИ.

Выразите ваше отношение к мероприятию аплодисментами. Преподносим музыкантам цветы

 

Заключительное слово учителя:

У.1:

Живое слово, живопись и музыка помогает нам открыть красоту родной природы, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы.

 

У.2:

Мир искусства – великое чудо. Но откроется оно, как чудо, не сразу, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

 

Спасибо за активное участие!

Стихи Пушкина, Есенина. Плещеева,

Музыка Вивальди…

Увидели картины Левитана ….

 

 

 

 

 

 

Преподносят дети музыкантам цветы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продукт образовательного события: сборник стихов